В среду именуются разные версии взрыва на индийской подводной лодке «Синдуракшак» русского производства.
Так, по какой-то из них, ЧП быть может соединено с массивным выбросом водорода при зарядке батарей субмарины. По данным ряда СМИ, конкретно необходимостью зарядки батарей разъяснялось присутствие в ночные часы довольно огромного числа людей на подлодке, которая не стояла на боевом дежурстве.
Также подозрение разумно падает на русский центр судоремонта «Звездочка», который модернизировал эту лодку в течение достаточно долгого времени и только в апреле этого года доставил ее индийской стороне.
Но определенных претензий никто русским корабелам не предъявлял и, судя по всему, предъявить не может. И при всем этом есть данные, что лодка опосля ремонта была опять сдана в эксплуатацию с хорошими плодами испытаний.
Звучала также версия о теракте. Но индийские официальные лица как бы не считают ее даже одной из главных.
В целом же подводные лодки третьего поколения проекта 877ЭКМ «Варшавянка», к которым относилась и взорвавшаяся в ночь на среду в порту Мумбаи, именуются спецами одними из самых надежных и безаварийных в мире.
В чем все-таки тогда причина ЧП и какими репутационными потерями для РФ угрожает этот инцидент, газета Взор попросила поведать председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитана 1-го ранга запаса Игоря Курдина.
Взор: Игорь Кириллович, что могло там произойти? Какие, быть может, слабенькие места есть в лодках данной для нас серии?
Игорь Курдин: Индийская лодка только не так давно прошла модернизацию. А модернизировать плохой проект, который владел бы слабенькими свойствами, согласитесь, никто не стал бы. Основной плюс этого проекта - его простота, которая, в свою очередь, гарантирует надежность.
Ничего подобного ранее на подводных лодках данной нам серии не происходило. Желаю напомнить, что мы выстроили себе 24 подобные субмарины и 20 выслали на экспорт в различные страны. В 2005 году серийный заказ из 5 лодок принес нам фактически 75% прибыли от экспорта всего русского вооружения. Для нас это чрезвычайно удачная и доходная статья экспорта орудия.
А происшествия на подводных лодках при хоть какой, даже самой новейшей технике и при неплохой подготовленности экипажа все равно неизбежны. Другое дело, что из их постоянно необходимо делать надлежащие выводы.
Взор: С какими иными ЧП на подводных лодках можно провести параллели в данном случае?
И. К.: В свое время, в январе 1962 года, взорвалась дизель-электрическая подводная лодка Б-37 у пирса в городке Полярном - тогда главной базе подводных сил Северного флота. Погибли больше 100 человек, фактически весь экипаж, и затонули даже две подводные лодки, стоявшие рядом. И до этого времени точно не установлена причина взрыва торпедного боезапаса, так как разрушения там были таковой силы, которая не дозволила достоверно установить, как все вышло. Вероятнее всего, были нарушены правила регламентных работ с торпедным орудием.
То, что взрыв в Индии произошел ночкой, около полуночи, и, по сведениям свидетелей, это был даже не один взрыв, а четыре либо 5 поочередных, может свидетельствовать о том, что на воздух взлетел конкретно торпедный боезапас. И взрыв таковой силы фактически не оставляет шансов на спасение экипажа. Отмечу также, что весь экипаж таковой подводной лодки состоит из 52 человек, а на борту индийской было лишь 18. Могу огласить, что нигде и никогда не проводятся регламентные работы с орудием в ночное время, лишь в дневное, когда на борту находится весь экипаж.
Взор: Посреди версий происшедшего именуется взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей субмарины. Что вы о этом думаете?
И. К.: Да, ряд профессионалов склоняется к данной для нас версии предпосылки начального взрыва. Вправду, лодка готовилась к выходу в море, и полностью может быть, что силами вахты и спецами электромеханической части проводилась зарядка батарей. Скажу больше: и на моей лодке в свое время был взрыв аккумуляторной батареи. Но его последствия были малы исходя из убеждений разрушений и человечьих жертв. У нас не погибло ни 1-го моряка. Потому версия о том, что в предстоящем таковой взрыв привел к взрыву всего торпедного боезапаса, мне кажется несколько натянутой.
Взор: Тогда что остается?
И. К.: В причинах разберется особая комиссия. Но замечу, что некие люди высказывают и предположение о теракте. Я думаю, таковая версия тоже имеет право на существование, тем паче что завтра в Индии государственный праздничек - День независимости. Может быть, кто-то желал попортить этот праздничек…
Взор: Некие проводят параллели меж сиим взрывом и смертью «Курска». И там, и там торпедные отсеки…
И. К.: Да, к огорчению, таковая параллель напрашивается. Лишь «Курск» находился в море в подводном положении, а эта лодка стояла в баке. Но повторю самое основное: что причина подобного взрыва просто трагическая и для корабля, и для экипажа.
Игорь Курдин считает, что рано сбрасывать со счетов версию о теракте в Индии
Взор: А не могли русские спецы, которые модернизировали ее в течение пары крайних лет, сделать что-нибудь не так?
И. К.: Дело в том, что капитальный ремонт и модернизация, которые проводились на данной для нас подводной лодке, как вы сами отметили, проходили в течение долгого времени. Из их более 6 месяцев лодка проходила швартовые, ходовые, муниципальные тесты и т. д. В их воспринимали роль, естественно, и сами индийские моряки, также спецы, которых они завлекали. Это свидетельствует о том, что все замечания, недоделки и неисправности были устранены. А основное свидетельство неплохого состояния подводной лодки - это ее долгий трехмесячный переход с Белоснежного моря, из Северодвинска, вокруг Европы, Африки, через Индийский океан в Индию.
Что касается русских профессионалов, то эта подводная лодка все еще находится у нас на гарантии. И это рядовая практика, когда так именуемая группа гарантийного надзора пребывает при лодке, в Индии. Они находятся там как раз для того, чтоб все эти маленькие недоделки и замечания устранять, по мере необходимости вызывать контрагентов и т. д. И, как я знаю, никто еще не докладывал о том, что на эту лодку поступали какие-либо рекламации, претензии.
Взор: Кстати, по данным СМИ, русских профессионалов пока не допускают к месту ЧП. Это нормально?
И. К.: Во-1-х, естественно, комиссия, которую уже возглавил главком индийских ВМС, будет разбираться в ЧП без помощи других. Согласитесь, и мы тоже не привлекаем иностранных профессионалов, когда у нас происходит что-то схожее. Но в данном случае уже от русской стороны поступило предложение применять в данной комиссии представителей и конструкторского бюро морской техники «Рубин», где эта лодка проектировалась, и «Адмиралтейских верфей», где она строилась, и, естественно, центра судоремонта «Звездочка», где она прошла модернизацию. Мы готовы оказать индийцам всю посильную помощь, так как эта трагедия принципиальна не только лишь для ВМС Индии, да и для нас самих сначала. У нас же тоже подобные модели стоят на вооружении.
Взор: А что вы сможете огласить о репутационных потерях для РФ из-за данной нам трагедии?
И. К.: Они имеют место быть. И Индия вправду является одним из главных экспортеров нашего вооружения, в особенности в сфере военно-морской техники. Всем понятно, что они взяли в лизинг на 10 лет нашу АПЛ «Нерпа», они ожидают наш авианосец - прошлый «Адмирал Горшков», они заказали стройку фрегатов.
Потому наша задачка на данный момент - принять самое активное роль в разборе данной для нас трагедии, выявить ее причину и осознать, что могло случиться с одними из самых надежных лодок, которые строятся уже наиболее 20 лет и стоят на вооружении почти всех флотов.
И я считаю, что наша основная задачка состоит не в том, чтоб хоть какой ценой доказать, что мы не виноваты в трагедии, а конкретно разобраться в ее причинах для того, чтоб такового не происходило в предстоящем. Репутационные утраты, естественно, важны, но, на мой взор, они вторичны.
Взор: И скажите несколько слов о данной нам серии подводных лодок. Почему она в простонародье зовется «Варшавянкой»? Каким орудием она укомплектована?
И. К.: "Варшавянкой" ее прозвали поэтому, что в свое время мы начали строить эти подводные лодки сначала для нас и для государств - участниц Организации Варшавского контракта. Эти лодки, как я уже говорил, являются чрезвычайно простыми в эксплуатации, не простыми, а конкретно простыми, надежными и владеющими неплохими боевыми способностями.
А в центре судоремонта «Звездочка» она проходила модернизацию, которая заключалась в установке новейшего радиоэлектронного, навигационного оборудования, сначала новейшего орудия. На борту взорвавшейся лодки было 14 боевых торпед и еще четыре противокорабельные ракеты совместной российско-индийской разработки.