На борту подлодки, стоявшей в военном порту Мумбаи, в среду ночкой прогремел взрыв и мощный пожар. Телеканал NDTV отмечает, что взрывов было три. В течение пары часов огонь был потушен, но, тем более, лодка затонула. В текущее время только ее часть находится на поверхности воды.
Рядом с «Синдуракшак» стояла однотипная с ней субмарина «Синдуратна» — она смогла уйти на безопасное расстояние от охваченной огнем примыкающей подлодки, тем более, «Синдуратна» получила некие повреждения.
Жертвы
Когда прогремел взрыв, на борту находились члены экипажа, которые готовили лодку к выходу на боевое дежурство. Заблокированными в корпусе субмарины оказались 18 членов экипажа. До того как лодка пошла ко дну, до их так не удалось добраться. В спасательной операции были задействованы водолазы — деньком им удалось просочиться вовнутрь лодки. Главком ВМС заявил после чего, что все члены экипажа погибли.
Подъем тел на поверхность пока не начинался. Несколько человек были госпитализированы — пока не ясно, были ли они моряками с подлодки.
Русских профессионалов из находящейся в текущее время в Мумбаи рабочей группы северодвинского судостроительного центра «Звездочка» в момент взрыва на подлодке не было. Посольство РФ в Индии также подтвердило, что никто из россиян не пострадал.
Предпосылки катастрофы
«Синдуракшак», подлодка проекта 877 ЭКМ (по классификации НАТО — Kilo), 29 апреля прибыла в Мумбаи опосля ремонта и модернизации в РФ. Она была заложена на «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург) в 1995 году по заказу ВМС Индии, передана индийцам в 1997 году. Проект субмарины разработан Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Как заявила РИА Анонсы представитель «Адмиралтейских верфей», субмарины этого типа остаются одними из самых надежных и безаварийных лодок в мире. По ее словам, за десятилетия строительства ни на одной из лодок данного проекта, построенных на ОАО «Адмиралтейские верфи», не было зафиксировано ни одной трагедии". При всем этом по своим тактико-техническим чертам лодки проекта 877 ЭКМ соответствовали наилучшим иностранным субмаринам собственного времени (80-е годы), а по ряду характеристик — уровень подводного шума, чувствительность гидроакустического комплекса — превосходили их, уточнила собеседница агентства.
В беседе с РИА Анонсы представитель «Звездочки» отметил, что никаких замечаний по результатам ремонта у индийской стороны не было.
«Контракт на средний ремонт и модернизацию лодки мы подписали в июне 2010 года, а сдали ее в январе 2013-го. В процессе ремонтных работ на лодку был установлен новейший ракетный комплекс “Клаб” и ряд систем иностранного производства, в том числе индийского. Это системы навигации, связи, холодильная установка, батареи. На энергетической установке лодки проводились работы, предписанные регламентом ремонта», — сказал собеседник агентства.
Опосля ходовых испытаний лодки были выявлены некие замечания, но это обычный рабочий процесс, отметил представитель компании. Корабелы «Звездочки» устранили все замечания, и на момент подписания акта приема-передачи у индийской стороны никаких претензий не появилось, выделил источник. Каких-то неисправностей на лодке не было, добавил он.
Командование ВМС Индии выразило тогда «Звездочке» «большую благодарность за своевременную и доброкачественную модернизацию лодки».
Как отмечают индийские СМИ, расследование предпосылки взрыва на лодке может занять около 4 недель. На месте стоянки «Синдуракшак» на данный момент работают лишь индийские спецы. Как сказал РИА Анонсы представитель рабочей группы «Звездочки», их «не пустят туда ни сейчас, ни завтра».
При всем этом русская Объединенная судостроительная компания (ОСК) заявила, что готова навести профессионалов в Индию для установления обстоятельств взрыва.
ВМС Индии пока не докладывают о собственных версиях катастрофы. Адмирал Джоши только заявил, что на подлодке не сработали механизмы обеспечения сохранности.
Понятно, что подлодка «Синдуракшак» была в момент инцидента на сто процентов вооружена, в итоге инцидента прогремел взрыв торпед и ракет на ее борту. О силе взрыва говорит то, что в различных местах акватории порта были обнаружены обломки ракет и машинного оборудования с субмарины.
На «Синдуракшак» уже имел место катастрофический инцидент — в феврале 2010 года, когда она стояла в порту Вишакхапатнам на востоке Индии, произошел пожар, в итоге которого один моряк умер, а двое получили ожоги. Тогда комиссия пришла к выводу, что предпосылкой возгорания стала неисправность клапана одной из батарей, что привело к выбросу водорода.
Источник в ВМС Индии сказал изданию India Today, что взрыв не мог быть вызван массивным выбросом водорода при зарядке аккумуляторных батарей. Каждые несколько месяцев необходимо перезаряжать батареи, при всем этом на лодках класса проекта 877 ЭКМ это делается отчасти вручную, отметил источник.
Капитан первого ранга запаса, прошлый старший спец по электромеханической части Тихоокеанского флота Александр Литвинчук заявил РИА Анонсы, что подлодки 877 проекта 877 ЭКМ «на 100% безопасны, ежели не брать человечий фактор».
При всем этом он добавил, что «у каждого механизма есть уязвимое место, и для дизель-электрической лодки таковым местом является аккумуляторная батарея — два аккумуляторных блока по 122 элемента в каждом».
«При обычной эксплуатации она не представляет опасности. Но при неверном вентилировании происходит скопление водорода до 4 процентов. Тогда может произойти взрыв водородной смеси», — отметил Литвинчук.
Ряд информированных источников в беседе с РИА Анонсы окрестили версию теракта на борту подлодки маловероятной.
Индийский флот и Наша родина
В крайние годы Индия уделяет много внимания укреплению собственной морской мощи — так, в конце этого года ожидается передача от РФ авианосца «Викрамадитья» (прошлый «Адмирал Горшков»), в пн на воду был спущен 1-ый авианосец своей индийской постройки «Викрант», на прошлой недельке был в первый раз осуществлен запуск ядерного реактора на борту первой своей индийской атомной подводной лодки «Арихант».
В составе ВМС Индии находятся одна атомная и 14 дизельных подводных лодок. 10 ДПЛ — русской конструкции. Надводная составляющая флота содержит в себе, а именно, авианосец (построенный в 1950-е годы в Англии и проданный позже Индии «Вираат»), восемь эсминцев, 15 фрегатов, 24 корвета.
Константин Богданов: Пока четких обстоятельств взрыва и пожара не выявлено, но какими бы они ни оказались, кардинального вреда для репутации российских судостроителей и оружейников не будет - ежели лишь вдруг не выяснится, что взрыв произошел конкретно по их вине.
Наша родина является наикрупнейшим поставщиком орудия в Индию. Ряд индийских СМИ уже пишет, что инцидент с «Синдуракшак» может «бросить тень»на это сотрудничество. По словам директора Центра анализа мировой торговли орудием Игоря Коротченко, какие бы предпосылки ни были выявлены в процессе расследования, инцидент с лодкой не должен оказать негативного влияния на уровень военно-технического сотрудничества РФ и Индии.
“Полагаю, что этот инцидент не воздействует каким-то нехорошим образом на военно-техническое сотрудничество РФ и Индии. Мы стратегические партнеры, у нас есть целый ряд совместных программ, в том числе военно-морских, которые для Индии никто иной не считая РФ воплотить не сумеет”, — произнес Коротченко РИА Анонсы.
Он согласен с мнением, что техно неисправность субмарины не могла стать предпосылкой этого ЧП.
“Лодки этого проекта только надежны, эксплуатируются во почти всех военных флотах мира и зарекомендовали себя только с положительной стороны… Что касается вероятных обстоятельств этого инцидента — вероятнее всего, это нарушение правил эксплуатации либо техники сохранности со стороны экипажа „, — объяснил он.